2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

4 мая (копейка ВАЗ 2101)

Автомобиль ВАЗ-2101

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода (ВАЗ) сошла первая модель ВАЗ-2101, прозванная в народе «копейкой».

Уже в первый год работы завод выпускал до 1,5 тысячи машин в день. «Копейка» стала одним из самых массовых и самым популярным советским автомобилем.

Автомобиль ВАЗ-2101 был создан на основе итальянского Fiat-124, который был представлен публике в 1966 году. Машина не покоряла изысканным дизайном и выдающимися ходовыми качествами, но была компактной, практичной и не слишком дорогой в производстве.

Выпуск именно таких машин стал в 1960-1970-х годах главной тенденцией европейского легкового автомобилестроения. В 1967 году Fiat-124 был присвоен титул «Автомобиль года».

В создании вазовского первенца использовались такие материалы, которые в те времена не производились в нашей стране. Для доработки «копейки» помимо итальянских инженеров работали около 60 научно-исследовательских институтов и 190 предприятий Советского Союза.

В целом конструкция Fiat-124 претерпела более 800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗ-2101 к советским дорогам. ВАЗ-2101 отличался увеличенным дорожным просветом, усиленными кузовом и подвеской, отверстием для рукоятки завода двигателя, а также барабанными тормозами, обеспечивающими их более долгосрочную работу. Задняя подвеска стала новой — пятиштанговой. Была усовершенствована конструкция синхронизаторов в коробке передач, больший наружный диаметр получили накладки сцепления. Был увеличен клиренс (на 11 миллиметров), полностью модернизирован ведущий мост. Конструкция двигателя Fiat-124 также была изменена. Двигатель ВАЗ-2101 отличался перенесенным распредвалом (он стал верхним), увеличенным расстоянием между цилиндрами (благодаря этому изменению впоследствии увеличивался объем двигателя), а также измененным увеличенным диаметром цилиндра, что сделало двигатель короткоходным.

Также была произведена некоторая модернизация дизайна автомобиля: добавлено снаружи зеркало заднего вида, установлены буксирные проушины, «клыки» на бамперах, широкие двери и большой багажник. В салоне для дверных ручек были сделаны специальные выемки.

Кроме того, передние сиденья теперь раскладывались.

Первая партия из шести автомобилей ВАЗ была собрана 19 апреля 1970 года, а уже к августу автостроители собирали на главном конвейере в Тольятти по 70 автомобилей ВАЗ-2101 в смену.

7 сентября 1970 года «детищу» Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 было официально присвоено название «Жигули».

В конце августа 1970 года Волжский автозавод начал реализацию первых товарных автомобилей ВАЗ-2101 через свою торговую сеть в пределах Куйбышевской области. 9 октября 1970 года первая партия товарных «Жигулей» прибыла в Москву. Как известно, право стать счастливым покупателем новенькой малолитражки из Тольятти доставалось в то время не каждому, у кого были «на сберкнижке» необходимые для покупки 4-5 тысяч рублей, а только «лучшим из лучших». Очередь на покупку машины растягивалась на долгие годы.

На базе ВАЗ-2101 были созданы несколько модификаций. В 1974 году модель 21011 получила модифицированные кузов, более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления. В дополнение к этому машина получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 литра. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода.

В 1977 году была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. «Милицейскую» модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 лошадиных сил по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.

Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а ВАЗ-2101 — в 1982-м. В дальнейшем производили только модификацию «Копейки» ВАЗ-21013, выпуск которой был прекращен в конце 1980-х годов.

Читать еще:  Garage Игровой слот от Игрософт Гараж

Всего с 1970 года АвтоВАЗ выпустил более 4,8 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций, из них 2 миллиона 702 тысячи 657 автомобилей ВАЗ-2101.

В 2000 году по результатам референдума, проведенного журналом «За рулем» ВАЗ-2101 был признан лучшим российским автомобилем уходящего столетия.

В июне 2004 года в Москве был открыт первый Памятник «Копейке». На церемонии открытия полтора квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетам

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

50 лет «копейке» ВАЗ-2101. СИМВОЛ НОВОЙ ЭПОХИ

В апреле 1970 года началось производство ВАЗ-2101 — первой модели только что возведенного Волжского автозавода. С ее появлением началась по-настоящему массовая автомобилизация СССР, а марка Lada до сих пор остается самой популярной в России.

Во времена СССР во всех входивших в его состав республиках личный автомобиль оставался роскошью, доступной избранным. И дело было даже не в высоких ценах или системе распределения товаров. Машин банально не хватало всем желающим. Отчасти виной тому были сравнительно небольшие для огромного государства масштабы выпуска.

Поворотным моментом в истории стала постройка Волжского автозавода. Его мощности позволяли существенно увеличить предложение, а модельный ряд был интересным, современным, актуальным и – самое главное – отлично приспособленным к российским условиям эксплуатации. Первенцем гиганта стал ВАЗ-2101 «Жигули», который в народе окрестили «копейкой» или «единичкой». Пробную сборку седана запустили 19 апреля 1970 года.

АВТОВАЗ чтит своего первенца, ежегодно отмечая 19 апреля День первого автомобиля. В этом году машине исполняется уже полвека

ИТАЛЬЯНСКОЕ С СОВЕТСКИМ

Наверное, даже далеким от увлечения автомобилями людям известно, что ВАЗ-2101 имеет итальянские корни. За его основу взяли седан FIAT-124, получивший в 1967 году престижный титул «Европейский автомобиль года». По габаритам он идеально подходил на роль массовой модели для советского покупателя. Однако первые же тесты выявили, что условия эксплуатации в Старом Свете и в СССР значительно отличаются, и машина нуждается в конструктивных доработках.

Внешне «Жигули» и FIAT сложно отличить друг от друга, однако кузова скрывают серьезную разницу в технике. На ВАЗ-2101 поставили абсолютно другой двигатель с ВАЗ-2101 c верхним расположением распредвала, изменили конструкцию подвески, использовали в ней иные комплектующие, усилили трансмиссию. Также была увеличена прочность кузова с учетом качества советских дорог и неминуемых перегрузок в процессе эксплуатации владельцем. И, разумеется, дорожный просвет стал больше (эта мера не потеряла актуальности при адаптации для России иномарок и сегодня).

Общий объем конструкторских доработок составил около 800 пунктов. Это, конечно, не разработка автомобиля с нуля, но и отнюдь не копирование с легким «макияжем». Надежность ВАЗ-2101 доказана временем: по состоянию на начало прошлого года на учете в России стояло больше 350 тысяч «копеек». И многие из них еще используются по прямому назначению! Более того, как и практически любая возрастная модель, «Жигули» сейчас ‒ это предмет вожделения коллекционеров и любителей разного рода тюнинга. На их популярность на этом поприще играет большое количество предлагаемых на рынке вариантов по доступным ценам.

ОТ ТОЛЬЯТТИ ДО ЕВРОПЫ

Но вернемся на полвека назад. С конвейера 19 апреля 1970-го сошли шесть седанов – два синих и четыре вишневых. До конца года в Тольятти сделали 21,5 тысячи машин, а уже в 1971-м годовой тираж перевалил за 172 тысячи. Рекорд же – 379 007 автомобилей – принадлежит 1973 году. И это было только начало.

Уже через год после запуска в серию советскую новинку представили миру на международном автосалоне в Брюсселе, и начались поставки на внешние рынки, где ВАЗ-2101 выступила достаточно успешно. Название «Жигули» для экспорта не прижилось, и его заменили на всем известное и ныне имя Lada. Теперь «Жигулями» кличут только представителей классического заднеприводного семейства, а Lada давно превратилась в единый бренд для всех моделей АВТОВАЗ. Сначала поставки ВАЗ-2101 наладили в страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), позже с ними познакомили жителей Западной Европы – Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Отправляли ВАЗ-2101 и в более отдаленные регионы, например в Африку.

В европейских условиях эксплуатации заложенный в советский автомобиль запас прочности, возможно, был нужен не всем. Однако с годами владельцы осознали, что импортный для них ВАЗ надежнее исходного и родного FIAT-124. Кроме того, по некоторым параметрам наша машина оказалась комфортнее, обладала лучшей динамикой. Так что итальянцам впору было пожалеть, что они своими руками создали себе полноценного конкурента.

Читать еще:  Latest Within All Time For Mafia II

КЛАССИКА!

Из ВАЗ-2101 выросло целое семейство, которое позже, после выхода переднеприводных «Лад», окрестили «классикой». Первыми к «копейке» присоединились универсал ВАЗ-2102 и люксовый ВАЗ-2103. Последний затем трансформировался в «шестерку», а самая долгая жизнь была уготована моделям с квадратными фарами – 2104, 2105 и 2107. Их окончательно сняли с конвейера только в 2010-х.

Сам родоначальник семейства и марки выпускался в нескольких модификациях. Львиная доля пришлась на машины с моторами объемом 1,2 и 1,3 л для советского и европейского рынков. Делали также автомобили с правым рулем, с полуторалитровым и роторным моторами для спецслужб.

КАРЬЕРА ГОНЩИКА

В перечне заслуг и рекордов «копейки» значится даже кругосветка протяженностью 50 000 км. Но чаще седан доказывал свою живучесть и другие лучшие качества на спортивных трассах. На них новинку выпустили практически сразу, в 1971-м. За дебют на ралли «Балтика» автомобиль отметили призом «За мужество и волю к победе». А в чемпионате СССР по кольцевым гонкам быстро сформировался отдельный класс «Жигули».

На европейском ралли того же года «Тур Европы» советская команда на трех машинах завоевала серебряный кубок. Гонка проходила по территориям 14 стран, ее протяженность составила 14 000 км. Экипажи Гирдаускас ‒ Мадревиц и Лукьянов ‒ Карамышев также завоевали награды в личном зачете. Два года спустя с «Тура Европы ‒ 1973» ВАЗ-2101 привезли и серебряный, и золотой кубки.

Не в последнюю очередь своими успехами машина обязана двигателю – надежному и хорошо поддающемуся форсировке.

Гоночная карьера модели не закончилась и по сегодняшний день. «Копейку» наряду с более современными одноклассниками можно увидеть на различных ралли и даже дрифте. А уж на встречах ретроавтомобилей она непременный гость. Из международных успехов XXI века отметим первое место в классе, завоеванное на соревнованиях классических автомобилей на легендарном Нюрбургринге в 2004 году.

АВТОМОБИЛЬ ВСЕСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В масштабах страны автомобилисты официально признались в симпатиях «единичке» в 2000 году. Журнал «За рулем» организовал среди читателей голосование – выборы лучшей российской и советской машины XX века. Из 80 тысяч респондентов каждый четвертый (24,5 %) отдал свой голос за ВАЗ-2101. Второе место занял ГАЗ-21 «Волга», а третьей достаточно неожиданно оказалась самая свежая на тот момент Lada – «десятка».

С 1970 по 1988 год из ворот АВТОВАЗа выехали 4,8 млн ВАЗ-2101. Это самая массовая модель и завода, и всего советского и российского автопрома. А уж если прибавить к этому миллионные тиражи всех «родственников» от 2102 до 2107, то тольяттинское семейство сможет претендовать и на весьма заметное место в мировом масштабе.

АВТОВАЗ чтит своего первенца, ежегодно отмечая 19 апреля День первого автомобиля. В этом году машине исполняется уже полвека. Значит, программа праздничных мероприятий окажется особенно яркой. Основные встречи «копеек» пройдут в Тольятти и Москве, но наверняка не ограничатся этими городами. A G

«Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана

История автомобилей Lada началась 19 апреля 1970 года, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые 6 седанов ВАЗ-2101 «Жигули». Легендарную «Копейку» создали на базе Fiat-124, однако советский автомобиль имел ряд конструктивных отличий. Новинка оснащалась 1,2-литровым бензиновым мотором с верхним расположением распредвала, который выдавал 64 лошадиных силы. ВАЗ-2101 стал настоящим символом своей эпохи: с 1970 по 1988 г. было выпущено около 4,8 млн машин разных модификаций, причем некоторые оставались долгое время неизвестны широкой публике.

«Копейку» в кузове пикап выпускали для внутризаводских нужд. На таких машинах перевозили грузы, а также использовали, например, как противопожарный автомобиль. Изредка пикапы на базе ВАЗ-2101 можно было встретить и на дорогах общего пользования. Так, автомобили использовали во время парадов в дни государственных праздников.

В пикап ВАЗ-2101 превращали путем обрезания задней части кузова, причем для этих целей использовали только бракованные машины. Судя по немногочисленным фотографиям, двуместный салон модифицированной «Копейки» от грузового отсека отделяла стенка или стекло. Необычный полусерийный пикап мог перевозить груз весом до 300 килограммов.

Читать еще:  Central Intelligence Agency

Уже в начале 1971 г. инженеры подготовили гоночную версию ВАЗ-2101, которая приняла участие в марафоне «Тур Европы — 71». Расстояние маршрута составило около 14 000 километров. Советский экипаж смог завоевать серебро в этом престижном состязании, уступив лишь команде на Opel Kadett. Участие в соревновании рассматривали как отличный пиар машины, которую планировали отправлять на экспорт.

Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для милиции. Кузов машины окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было.

Особая модификация под названием ВАЗ-21018 получила роторный двигатель. По одной из легенд, создавая этот мотор, советские инженеры активно изучали опыт Mazda, которая с 1970-х выпускала машины с такими агрегатами. «Копейку» с роторным двигателем создавали специально для нужд спецслужб. В 1982 г. машина получила 1,3-литровый агрегат мощностью 70 л. с., а позже такой автомобиль начали комплектовать 140-сильным мотором. Разумеется, в свободную продажу «заряженные» «Копейки» не поступали.

На базе седана ВАЗ-2101 выпускался и универсал, получивший индекс 2102. Автомобиль встал на конвейер в 1971 году и стал самым желанным приобретением для любого дачника с правами. От обычной «Копейки» универсал отличался усиленной задней подвеской и раскладывающимся диваном. «Двойка» комплектовалась 1,2-литровым мотором мощностью 64 л. с., который работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач. Позже появились модификации с двигателем объемом 1,3 л (69 л. с.), а также с 1,5-литровым мотором (77 сил). Такие универсалы предназначались прежде всего для экспорта. Производство ВАЗ-2102 было прекращено в 1985 году.

Первый рестайлинг копейка пережила в 1974 году. Модернизированная модель получила индекс ВАЗ-21011 и отличалась новой решеткой радиатора, видоизмененной оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. В салоне появились более удобные сиденья и пепельница. Главной техническое отличие — 1,3-литровый двигатель мощностью 69 лошадиных сил. В 1977 году на заводе в Тольятти запустили сборку модификации ВАЗ-21013, которая при всех этих внешних изменениях комплектовалась менее мощным двигателем от стандартного ВАЗ-2101.

Экспортный вариант «Копейки» назывался Lada 1200 S. В другие страны отправлялись именно ВАЗ-21013 с 1,2-литровым мотором. От стандартной модели экспортная отличалась окантовкой фар и решеткой радиатора. В салоне появились сиденья с подголовниками. Специально для британского рынка была разработана специальная модификация под названием Lada 1300 ES с правым рулем. Автомобиль получил крышу другого цвета и декоративные полосы по бокам.

В 1976 году на базе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры волжского завода создали настоящий электрокар. Прототип проходил испытания как на полигоне, так и на дорогах общего пользования. В результате в 1980-х на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801. Кстати, без подзарядки машина могла проехать 130 километров — впечатляющий показатель для тех времен. Мощность силовой установки, куда входил электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторных батарей весом 380 кг, составляла 35 лошадиных сил. Максимальная скорость фургона — 87 км в час.

ВАЗ-21015 «Карат» — это еще одна модификация «Копейки» для спецслужб. Седан получил дополнительный бензобак и усиленные пружины задней подвески от ВАЗ-2102. Под капотом машины устанавливали 1,6-литровый бензиновый двигатель от ВАЗ-2106. «Карат» оснащался всевозможными системами спецсвязи, а еще отсеком для хранения оружия. Окраска кузова машины была идентична обычной милицейской «Копейке».

В 1980 году к летней Олимпиаде в Москве свет должен был увидеть обновленный ВАЗ-2101. Над дизайном машины работал художник-конструктор Владиcлав Пашко. Автомобиль под названием ВАЗ-2101-80 планировали выпускать в кузовах седан и купе. Судя по сохранившимся изображениям, дизайн модели напоминал Fiat 128 Coupe. Однако дальше макетов и эскизов дело не пошло — ни один рабочий прототип модели выпущен не был.

Источники:

http://ria.ru/20150419/1059138636.html

http://autogoda.ru/test-drives/50-let-kopeyke-vaz-2101-simvol-novoy-epokhi/

http://www.autonews.ru/news/5e998f489a79476a5357e548

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector